Организация фотосъемки ювелирных украшений

Беседа с фотографом Владимиром Ивановичем Холостых.

 

Вы отсняли, наверное, уже сотни всевозможных ювелирных украшений и дра­гоценных камней и приобрели большой опыт в этой специфической сфере. Как бы Вы оценили в общем качество съемки ювелирных украшений?

 Работа фотохудожника Андрея Родионова

Работа фотохудожника Андрея Родионова

Съемка ювелирных украшений всегда сложна. Я отсматриваю зарубежные журналы и каталоги и вижу, что технические проблемы всюду одни и те же: как избавиться от бликов, отражений, как адекватно передать цвет металла и камня. Самое лучшее, что я видел, уже нельзя назвать фотографией: это на девять десятых нарисованные на ком­пьютере картинки по фотооснове.

Каковы, на Ваш взгляд, технические и эстети­ческие проблемы фотосъемки ювелирных украшений?

Основная техническая задача при съемке ювелирных украшений — суметь так построить световую среду фото-сессии, чтобы на снимках было само изделие и ничего больше. Необходимо избавиться от заливающих бликов, которые делают форму вещи нечитаемой, от отражений, в том числе самого фотографа. Для этого применяется съемка в бестеневом шатре (туннеле), дополнительные приспособления и всяческие хитрости. Однако всегда ос­тается черный объектив, и на любом кадре можно найти хотя бы маленькое его отражение (если оно не убрано при обработке).

Эстетические проблемы связаны с постановкой задачи заказчиком съемки. В последнее время пришло понимание, что украшения надо снимать просто. Просто — без излишнего антуража, активных фонов, дающих блики и отражения. Для меня главное — передать работу ювелира, понять его замысел, выявить материал, форму, цвет. Ничего не потерять, не испортить, а может, и исправить: найти наилучший ракурс, свет, фон.

Другие проблемы возникают при модельной съемке, когда украшение фотографируется на теле. Кожа попадает в режим микросъемки, и что требует особой подготовки к сеансу и особой последующей обработки кадров. Удачными оказывались снимки украшений на специальных манекенах.

Наконец, самое интересное и сложное — это концептуальная рекламная постановочная съемка. Здесь требуется полное взаимопонимание с заказчиком, совпадение с ним во вкусах. Здесь уже допустимы отходы от канонов технической (каталожной) съемки.

 

Есть ли специфика в съемке драгоценных камней и украшений с ними?

Все камни разные. При съемке иногда выявляется несовершенство огранки: камень не желает отдавать свет, как ни крути его, как ни освещай. Он остается тусклым, а ведь огранка как раз и должна заставлять камень сверкать, отражая свет гранями. Иногда, наоборот, камень оказывается совсем прозрачным, свет не задерживается в нем, не преломляется многократно. При хорошей огранке камня кажется, что свет исходит из глаза — вернее, из объектива.

 

В последнее время Вы снимаете в основном цифровой камерой. В чем разница традиционной и цифровой съемки применительно к нашей теме?

 

Принципиальной разницы нет. Однако цифровые аппараты с короткофокусным объективом более приспособлены к макрорежиму, кроме того, цифровая съемка дает мгновенный результат, позволяет немедленно оценить полученные кадры и при необходимости тут же переснять. К тому же отпадают контактные процессы: проявка, печать, сканирование, при которых изображение неизбежно накапливает царапины, пыль, изменения в цвете.

 

Как бы Вы оценили значение обработки ювелирных фотоизображений?

Любое изображение должно быть тщательно обработано. Без этого просто невозможно добиться результата. Даже самая тщательная очистка вещи перед съемкой не избавляет от микроскопической пыли, ведь под действием осветительных приборов усиливается циркуляция воздуха, и пока вы выбираете наилучший ракурс и освещение, на кольцо успевают осесть несколько пылинок. Надо просто чистить картинку в компьютере. Иначе будет кошмар.

 

Смоделируйте, пожалуйста, идеальные условия съемки ювелирных украшений.

 

Белая студия. Только в среде белой студии можно увидеть подлинный цвет изделия. Белый фон, бестеневой шатер — имитация белой студии для съемки небольших украшений. При фотографировании крупных вещей (металлической пластики, камнерезных статуэток) приходится одевать белую одежду, заслонять штатив и фотоаппарат. Конечно, абсолютного запрета съемки на ярких тканях, активных фонах нет, важна сама поставленная задача.

Каждое украшение по-своему взаимодействует со светом. Для каждого необходимо найти оптимальное положение аппарата, отражателей, рассеивателей. Это очень кропотливая, можно сказать, интимная работа. Этим она и интересна.

 

Источник: журнал «Platinum», 2001-0