Ювелирная скань – история и изготовление

Золото и серебро не только красивы, но имеют целый ряд особенностей, очень ценных для ювелиров. Одна из них заключается в том, что они очень мягки, пластичны и вязки, благодаря чему обладают свойством вытягиваться в тончайшие нити.

skan

Браслет с черной морской жемчужиной. Объемная скань, филигрань, бриллианты 1,3 карата, золото — 55 гр.

Еще в глубокой древности, задолго до нашей эры, люди обратили внимание на это замечательное свойство драгоценных металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружево, делали из гладкой проволоки различной толщины, из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, из веревочки или шнура, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла.

От старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», «свивать» нити, этот технический прием получил в Древней Руси название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема — филигрань. Мелкие шарики, заполняющие сканые узоры, носят название «зернь».
Скань — одна из наиболее широко распространенных отраслей ювелирного искусства. Памятники древнего мира – изделия из серебра и золота, выполненные в Трое, на Крите, в Микенах, Египте, Греции, Александрии, уже в VI, V, IV веках до н. э. показывают в этом отношении высочайшие достижения художественного мастерства. В Государственном Эрмитаже хранится поразительный по красоте, тонкости и чистоте работы памятник ювелирного дела IV века до н. э. — золотая серьга греческой работы с миниатюрной фигуркой Ники на квадриге, найденная в конце позапрошлого века в Феодосии, на Крымском полуострове. Предельно мелкие, едва уловимые невооруженным глазом шарики зерни и тончайшие золотые сканые нити украшают это удивительное произведение искусства.

Как изготавливается скань

Скань делают из «чистоты», то есть из чистых, или высокопробных, золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую про волоку. Золото, как наиболее мягкий из драгоценных металлов, дает возможность получить наитончайшую проволочную нить. С трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть вытянута нить длиной в 2500 метров. Дешевые сканые изделия делают также из мягкой красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят.

brosh

Брошь розовые бериллы (варабъевит) и сапфиры. Вес-17гр.

Сканые работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают (проволакивают) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске). Так как отверстия эти постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после прохождения каждого из них все тоньше. При этом мастеру приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или натирать его воском для того, чтобы он легко входил в отверстия.
Для получения самой тонкой проволоки употребляют также медные кружки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока. Приемы вытягивания проволоки вручную щипцами и получения более тонкой проволоки путем перематывания ее после пропуска через волочильную доску с одной катушки на другую существовали вплоть до ХХ века, когда их применяли даже в крупных ювелирных мастерских.

Сканые веревочки, так же как и гладкая проволока, пропускаются иногда через плоские вальцы, после чего получается ленточка, у которой рубчатыми остаются лишь верхний и нижний края, а боковые части становятся плоскими, гладкими. Применение проволоки различной толщины и чередование гладких и круглых нитей, дает возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты сочетания гладких и рубчатых деталей орнамента.

Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому шипчиками выгибают и раскладывают небольшие отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее таким образом к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с бурой, кладут на кусок древесного угля или асбеста и напаивают скань при помощи паяльной трубки. Русские сканщики употребляли иногда вместо угля или асбеста слюду, которая также не сгорает при пайке.

При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся отдельные детали сканых узоров. Посыпая их легкоплавким припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой. Объемные предметы — коробки, ларцы, вазы и др. — делают из отдельных деталей, которые затем монтируют и спаивают в целый предмет.

Изготовление золотых и серебряных нитей

В древнейшие времена проволока для сканых работ применялась не волоченая, а кованая. Ее ковали мелкими отрезками, которые в случае необходимости спаивали. С какого времени стали применять волочение проволоки — точно установить трудно. Древнейшие образцы волоченой проволоки, найденные на территории Советского Союза (близ Сухуми), относятся к рубежу II и I тысячелетий до н. э.
В Х веке волоченная проволока была хорошо известна в ювелирном искусстве Киевской Руси.
На протяжении многих столетий как в России, так и в других странах приемы волочения проволоки оставались неизменными.

В 1893 году при раскопках Булгарецкого городища была найдена небольшая металлическая дощечка с рядами мелких круглых отверстий, очевидно служившая булгарским ювелирам волочильной доской еще в домонгольскую эпоху.
Металлические волочильные доски с тремя или четырьмя рядами отверстий для протягивания проволоки описывает живший в Х или ХI веке монах Теофил, автор сочинения о технических приемах различных отраслей искусства. Сохранились древние миниатюры с изображением нюрнбергских ювелиров, вытягивающих проволоку. Они представляют большой интерес, так как вплоть до ХХ века оборудование и приемы работы сканых дел мастеров разных стран оставались почти такими же, как они представлены на миниатюрах XIV-ХVI веков. На миниатюре 1389 года показан процесс работы без волочильной доски. Проволоку тянут путем перематывания ее с одной катушки на другую. На миниатюре 1489 года изображен мастер-серебряник, вытягивающий проволоку щипцами через отверстия в волочильной доске. Он сидит и раскачивается на качелях для того, чтобы развивать при вытягивании большую силу. Еще одна миниатюра, относящаяся к 1527 году, показывает волочение проволоки на столе (станке) через волочильную доску, с перематыванием с одной катушки на другую.
В ХVII веке в художественных мастерских Московского Кремля употребляли волочильные доски, которые по купали в Торговых рядах, так же как и «плющильни», то есть вальцы для плющения проволоки, щипцы и другие необходимые для сканых работ «снасти».

Волоченая золотая и серебряная про волока изготовлялась в Древней Руси в большом количестве. Она применялась кроме сканых изделий для целого ряда работ. В XVI-XVII веках ею расшивали саадаки (колчаны для стрел и налучья), сафьяновые сапоги. Наводили узоры на металлические и деревянные предметы. Тонкая волоченая золотая и серебряная проволока употреблялась также для нанизывания жемчуга.

Во второй половине ХVII века серебряную волоченую проволоку для работы Серебряной и Мастерской палат в Кремле покупали в большом количестве в Серебряном ряду по расценке около 5 алтын за золотник. Спрос на волоченую проволоку был велик, и уже в первой половине ХVII века встречаются «волочильники», то есть лица, занимающиеся только волочением серебра, а в начале XVIII века появляются мастерские, в которых кроме хозяина «волочильным делом» занимаются работники и ученики.
В XVIII веке волоченое серебро и золото стали употреблять для вышивок, кружев и бахромы, богато украшавших роскошные одежды. С 1718 года волочение золота и серебра производилось на мануфактурах, а в 1734 году монополия была передана компании из десяти лиц, организовавшей «фабрики» вначале в Москве, а в 1752 году также и в Петербурге, где изготовляли всякую золотую и серебряную проволоку, бить, блестки и канитель.