Образцы древнерусского искусства черни и скани

Не утратив древних традиций художественного мастерства, московские мастера-ювелиры добиваются высокого совершенства в целом ряде новых технических приемов обработки и украшения драгоценных изделий. Особого совершенства в этот период достигает техника черни.

rus_uvel_12_11

Pолотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 году своей жене Марии Темрюковне.

К лучшим памятникам черневого искусства относится золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 году своей жене Марии Темрюковне. Центр его занимает стилизованное изображение большого цветка, выполненного в технике плоской чеканки.

Лепестки, слегка закручиваясь по спирали, заполняют почти всю поверхность блюда. Лишь по борту проходит полоса тонкого бархатисто-черного узора в виде сетки из красиво изогнутых переплетающихся стеблей цветов.

Другим замечательным образцом художественной черни является золотое кадило, сделанное по заказу царицы Ирины в 1598 году. По форме это одноглавый храм в миниатюре. Черневой растительный орнамент из множества трав, побегов, цветов заполняет верхнюю часть кадила.

Боковые стенки занимают черневые изображения фигур апостолов. Изображения апостолов несколько вытянуты, что облегчает нижнюю часть храма, сообщает ему движение вверх. Особую роскошь этому изделию придают круглые драгоценные камни.

rus_uvel_12_09

Золотое кадило. 1598 год.

Исключительной тонкостью сканого орнамента, изысканностью рисунка и нежностью эмалевой расцветки отличается золотой оклад иконы «Одигитрия», выполненный около 1560 года. В XVI веке скань постепенно теряет свое самостоятельное значение в украшении предметов. Она встречается уже в сочетании с разноцветными эмалями, заполняющими сканые ячейки в виде цветов, листьев, бутонов. Прелесть этого вида скани в нарядности орнамента, в декоративной игре эмалевых узоров.

Оклад Евангелия, вложенного Иваном Грозным в 1571 году в Благовещенский собор Московского Кремля, занимает исключительное место по своей красоте и выразительности, мастерству исполнения и нежному колориту эмали. Кружево сканых узоров, расцвеченных эмалью, покрывает всю поверхность оклада. Вкрапление эмали в скань придает всему узору не только декоративность, но и рельефность, объемность.

Драгоценные камни, рельефно выделяясь на окладе, создают яркую и выразительную игру света. XVI век по праву считается золотым веком русского декоративно-прикладного искусства. Изделия московских ювелиров этого периода говорят о необыкновенном взлете творческой фантазии и мастерстве их авторов.

rus_uvel_12_08

Евангелие. Мастерские Московского Кремля. 1571 год.

rus_uvel_12_05

Золотой оклад иконы «Одигитрия». Около 1560 года.