Большое место в Оружейной палате занимает коллекция золотой и серебряной посуды, выполненная в мастерских Кремля в XVI-XVII веках. Древнерусская золотая и серебряная посуда отличается ярко выраженным национальным своеобразием.

Золотая древнерусская посуда.
Ладьевидные ковши, чаши, чарки, заздравные братины украшались чеканкой, чернью, гравировкой, а иногда и разноцветными эмалями. Для изготовления посуды использовались также различные породы камней — яшма, оникс, сердолик, хрусталь.
XVII век — время расцвета мастерских Московского Кремля, которые стали своеобразной школой художественного ремесла. В Кремле работают такие талантливые мастера, как Гаврила Овдокимов, Юрий Фробос, Василий Терентьев, Василий Андреев и другие.

Золотой потир. 1664 год.
Среди множества экспонатов, относящихся к XVII веку, особое внимание привлекают изделия из золота и серебра , украшенные эмалями. Они поражают своей яркостью, красочностью, богатством, нарядностью. К шедеврам эмальерного искусства относится массивный золотой потир, вложенный в 1664 году в Чудов монастырь боярыней Морозовой. Все в нем проникнуто поэтическим ощущением красоты — чистота линий рисунка, радостные и смелые сочетания цветов; композиция оживлена драгоценными камнями — изумрудами, рубинами, сапфирами.
Эти же черты проявились и в оформлении золотой чаши в форме полураспустившегося цветка, подаренной патриархом Никоном в 1653 году царю Алексею Михайловичу. В украшении ее сказалось исключительное мастерство художника-эмальера, тонко чувствовавшего красоту родной природы и стремившегося отразить ее в своем произведении.

Золотая чаши в форме полураспустившегося цветка. 1653 год.
Необыкновенно яркая и глубокая по цвету эмаль соперничает с блеском драгоценных камней — чистых и прозрачных. Подхваченные золотыми кастами в обрамлении белых эмалевых лепестков драгоценные камни оживают, напоминая диковинные цветы природы.
Над массивным золотым окладом Евангелия 1678 года трудилась целая группа мастеров Золотой палаты. Они достигли высокого совершенства в наводке прозрачных и непрозрачных эмалей. Такой технический прием позволял добиться тонкой игры света.

Золотой оклад Евангелия. 1678 год.
Ювелиры XVII века достигли значительных успехов не только в технике наводки эмалей, но и технике черни. Характер черневых изображений в XVII веке сильно меняется по сравнению с предыдущим периодом — появляется густая штриховка, которая кладется по линиям рисунка, как бы утолщая их. А для конца XVII века характерны резные изображения, выполненные в чисто гравюрной манере, с сюжетами, заимствованными из книжных иллюстраций, гравюр.