Золотое и серебряное дело в Москве XV-XVI веков

В развитии русского золотого и серебряного дела в XV веке особое место занимает Москва. Искусство московских мастеров, впитавших в себя богатое наследие местных художественных школ, играло уже в то время ведущую роль в архитектуре, живописи, ювелирном деле.

rus_uvel_12_04

Евангелие. Москва. 1499 г.

Особенно больших успехов достигли московские серебряники в технике скани. Её основные мотивы непрерывно вьющийся стебель или свободно раскинувшиеся пучки трав. Словно тонкое кружево покрывают они поверхность металла.

Высокое мастерство московских сканщиков выразительно сказалось в окладе рукописного Евангелия, вложенного митрополитом Симоном в Успенский собор Московского Кремля в 1499 году. Густая кружевная сеть покрывает доску оклада.

Плотность орнамента не скрывает, а, наоборот, подчеркивает воздушность и утонченность скани. Тонкий узор ее служит изысканным обрамлением для сцены «Распятие», расположенной в центре оклада на густом зеленом эмалевом фоне.

rus_uvel_12_07

Кружка. Мастерские Московского Кремля. X

Богатство фантазии мастера, тонкое чувство ритма и динамики орнамента, уверенное мастерство свидетельствуют о появлении нового, ярко выраженного направления в московском прикладном искусстве.

С XVI века начинается объединение удельных княжеств вокруг Москвы. Складывается единая линия развития русской художественной культуры, в которой местные оттенки сглаживаются.

Формируются черты нового стиля — пышного, торжественно-нарядного. Развитию золотого и серебряного дела в Москве немало способствовало создание художественных мастерских при великокняжеском дворе — Оружейной, Пастельной, Серебряной палат и др. В столицу со всех концов страны устремляются талантливые ремесленники-умельцы.