Ювелирные фирмы, фабрики и мастерские в России XVIII века

С начала XVIII века в русском ювелирном искусстве стали использовать эмалевые портретные миниатюры, созданные профессиональными художниками-эмальерами. Известны нагрудные знаки с портретами Петра I в обрамлении из драгоценных камней. Таким знаком награждали за выдающиеся заслуги перед государством. Позднее эмалевые портреты помещали в медальоны и перстни.

rus_uvel_19

Браслет-змейка из волоса.

В конце XVIII — первой половине XIX века в ювелирных украшениях стали применять такой необычный материал, как волос. Из волоса плели браслеты, одним из любимыхтипов этого украшения был браслет-змейка, дополненный деталями из металла.

В XIX веке в Петербурге и Москве, а затем в других крупных промышленных центрах России одно за другим появились предприятия, выполнявшие разнообразные ювелирные украшения. На фирмах и фабриках Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Ивана Губкина, братьев Грачевых, Ореста Курлюкова, Ивана Салтыкова, Карла Фаберже и других искали пути к замене ручного труда машинным. Совершенствование способов обработки драгоценных металлов, использование полудрагоценных и поделочных камней, цветных стекол сделало возможным удешевление ювелирных изделий.

rus_uvel_20

Золотой браслет с тремя овальными малахитовыми вставками.

Фирмы, фабрики и отдельные мастерские в изобилии производили однотипные перстни, кольца, браслеты, серьги и другие украшения, пользовавшиеся спросом у довольно широких слоев населения. Но одновременно столичные предприятия создавали и единичные произведения высокого качества, привлекая к их моделированию известных художников.

Ювелирное дело развивалось в общем потоке декоративно-прикладного искусства при постоянном изменении форм, композиций и орнаментации изделий. Ювелирное произведение, будь то брошь, кулон, браслет, заколка, колье, дополняя костюм, должно было отвечать его стилю, гармонично ему соответствовать.

В числе золотых изделий первой половины XIX века, хранящихся в коллекции музеев Московского Кремля, привлекает внимание группа браслетов. Мода 1830-1850-х годов, все более удалявшаяся от строгих образцов классицизма, привнесла в ювелирное искусство значительную сложность композиций, насыщенность узоров, усиление многоцветности.

rus_uvel_18

Золотой эластичный пояс со вставками из бирюзы и бриллиантов.

В то время в русском декоративно-прикладном искусстве и в оформлении архитектурного интерьера часто использовался малахит. Браслет дает наглядное представление о том, как умело русские ювелиры применяли этот камень. Браслет украшен тремя овальными малахитовыми вставками светло-зеленого яркого цвета. На искусно отполированной поверхности прекрасно выявлены причудливые природные узоры камня. Стремясь придать дорогому украшению большую нарядность, ювелир обвел камни рельефной изящной гирляндой из цветного золота.

Удачно применено золото различных оттенков и при исполнении эластичного пояса, составленного из мелких колец кольчужного плетения. На нем закреплены одиннадцать узких полос с чеканным узором из розовых цветов и светло-зеленых лепестков. В центре массивной, украшенной цветным золотом пряжки ярким бликом смотрится бирюза, окаймленная бриллиантами.